Галкин, Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Взгляд, Челябинск, 2005.- 271 с.
Учебное пособие предназначено для подготовки учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике. Значительная часть книги может быть использована в профильных классах и классах с углубленным изучением математики.
Система расположения материала, наличие теоретических сведений и опорных задач дают возможность самостоятельно обучаться решению задач повышенной трудности по математике.
Предисловие
Настоящая книга является продолжением пособия «Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера» [18] и связана с ним идейно. Так, §7 последнего пособия можно рассматривать как своего рода введение в основную тематику данной книги. Возможно, некоторые преподаватели школ и педагогических вузов уже знакомы с содержанием книги, так как она была частично опубликована в газете «Математика» (приложение к газете «Первое сентября» в 1999 - 2000 гг.)
Пособие написано для учащихся, учителей математики, студентов и преподавателей педагогических вузов. Его основное назначение — подготовка учащихся к олимпиадам по математике. Кроме того, значительную часть книги можно использовать в профильных классах и классах с углубленным изучением математики.
Книга обладает теми же методическими особенностями, что и пособие [18].
- Она написана для тех, кто начинает решать нестандартные задачи. Следовательно, она необходима в первую очередь для подготовки к школьным и районным олимпиадам.
- Книга предназначена главным образом для самостоятельного решения. Поэтому в ней решено в общей сложности (в основной части и в «Ответах, указаниях, решениях») лишь около трети помещенных задач.
- Задачи в книге изложены в системе. В большинстве изданных сборников олимпиадных задач системы нет или почти нет, а потому научиться с их помощью решать подобные задачи довольно сложно.
- Для книги характерно широкое использование опорных задач, то есть задач, утверждения которых следует применять при решении нескольких последующих задач.
- Примерно четвертая часть книги (задачи для 9 — 11 классов, отмеченные звездочками) по степени трудности соответствует областным олимпиадам. Они играют роль переходного мостика между задачами районных и задачами областных олимпиад.
Для успешной проработки книги достаточно решить примерно третью часть нерешенных в ней задач — при условии, что для этого выбраны наиболее типичные, характерные по методу решения задачи. Оставшуюся часть учителя, методисты и преподаватели педагогических вузов могут использовать для составления задач школьных и районных олимпиад. При недостатке времени можно данный сборник прорабатывать по сокращенной схеме, ограничившись лишь самыми важными параграфами.
Наиболее важными темами в книге являются делимость целых чисел (§§ 4 — 8) и решение уравнений в целых и натуральных числах (§§ 17—20). В начале каждого параграфа приводится список литературы по теме параграфа и указываются классы, для которых он предназначен. Классы указаны лишь приблизительно: в зависимости от обстоятельств рассматриваемую тему можно сдвинуть на класс выше или ниже. Так как при решении большинства задач используется алгебра, то основная часть книги предназначена для 7 — 11 (даже 8 — 11) классов, а задач для 5 — 6 классов немного — это §§ 1 — 4 и п. 22.8 из § 22. Одно замечание: если указано, что данный параграф написан, скажем, для 7 — 9 классов, то в полном объеме это указание относится лишь к первым задачам параграфа; начиная с некоторого места, задачи в зависимости от степени трудности используемого в решениях материала по алгебре более подходят для 8 — 9, а последние — только для 9 класса.
Для меня было проблемой, не следует ли включить в книгу сравнения: их использование значительно упрощает решение ряда задач с целыми числами, особенно задач на делимость. Но я пришел к выводу, что на уровне школьных и районных олимпиад этого делать не стоит. Читатель, интересующийся сравнениями и их применением при решении задач, может познакомиться с ними, например, по статье [91].
Многие известные математики как настоящего, так и прошлого в юности прошли через увлечение задачами с целыми числами, а для некоторых из них это увлечение со временем превратилось в научные исследования по теории чисел. И если вам нравятся такие задачи, то, естественно, эта книга — для вас.
Желаю успеха!
Е. В. Галкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий